Воскресенье, 19.05.2024, 06:29
Индийское кино

Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Мои файлы [7]

Поиск

Главная » Файлы » Мои файлы

История Кинематографа Индии
[ Скачать с сервера (48.0 Kb) ] 30.05.2013, 19:42

История Кинематографа Индии

Девика Рани и Ашок Кумар в фильме Achhoot Kanya (1935)

История Кинематографа Индии

 

 Кадр из фильма «Раджа Харишчандра» — первого индийского полнометражного фильма

 

Девика Рани и Ашок Кумар в фильме Achhoot Kanya (1935)

 

В июле 1896 года в Бомбее (ныне Мумбаи) были показаны фильмы братьев Люмьер[17]. Первый короткометражный фильм в Индии, «Цветок Персии» (англ. The Flower of Persia; 1898), снял Хиралал Сен[en][18]. Первый немой индийский полнометражный фильм «Раджа Харишчандра» (1913), объединив в нём элементы санскритских эпосов, снял Дадасахеб Фальке[en], специалист по индийским языкам и культуре. Женские роли в фильме исполняли актёры[19]. Первую индийскую сеть кинотеатров создал в Калькутте антрепренёр Джамшеджи Фрамджи Мадан[en], который курировал производство 10 фильмов в год, а затем распространял их по всему Индостану[19].

 

В начале XX века кино завоевало популярность у всего населения Индии, независимо от их доходов[17]. Обычным людям билеты продавали по невысокой цене, а за дополнительные удобства необходимо было доплатить[17]. Люди стекались к кинотеатрам, так как этот вид развлечений был доступен очень многим — в Бомбее билет стоил всего одну анну (4 пайса)[17]. Индийский коммерческий кинематограф всё чаще стал приспосабливаться к просьбам народных масс[17]. Молодые режиссёры стали включать в фильмы элементы общественной жизни и культуры Индии[20]. Другие привносили идеи со всего света[20]. В это время индийское кино стало известно во всём мире[20].

 

14 марта 1931 года вышел первый звуковой индийский фильм Alam Ara режиссёра Ардешира Ирани[en][19]. 15 сентября 1931 года вышел первый звуковой фильм на телугу Bhakta Prahlada, а 31 октября 1931 года — первый звуковой фильм на тамильском языке «Калидаса» (англ. Kalidas) продюсера и режиссёра Х. М. Редди[en][21]. Это были первые два звуковых фильма, которые были показаны в кинотеатрах южной Индии[22]. С началом эры звукового кино некоторые кинозвёзды стали получать высокие гонорары за свою работу[19]. Благодаря развитию звуковой технологии, в 1930-х годах в Индии начали снимать музыкальные фильмы, такие как Indra Sabha и Devi Devyani, положив тем самым начало стилю song-and-dance (рус. «песня и танец»)[19]. К 1935 году производством фильмов стали заниматься киностудии, которые появились в крупнейших городах, таких как Ченнай, Калькутта и Мумбаи. Успех фильма «Девдас», который сумел завоевать популярность аудитории по всей стране, подтвердил их профессиональное мастерство[23]. Киностудия Bombay Talkies[en], созданная в 1934 году, и Prabhat Studios в Пуне начали производство фильмов, предназначенных для маратхиязычной аудитории[23]. Режиссёр Р. С. Чоудхури (англ. R. S. D. Choudhury) в 1930 году снял фильм «Гнев» (англ. Wrath), который был запрещён правительством Британской Индии, так как в нём были показаны лидеры Индийского национально-освободительного движения[19].

 

После Второй мировой войны появился новый жанр — масала, это название используют для обозначения фильмов, которые сочетают в себе мюзикл, танцы, мелодраму и т. д.[23]. Южно-индийский кинематограф приобрёл известность после выхода на экраны фильма С. С. Васана Chandralekha[23]. В 1940-х годах на Южную Индию приходилась почти половина всех кинотеатров страны и кино стало рассматриваться как инструмент культурного возрождения[23]. После раздела Британской Индии ряд киностудий перешёл недавно образованному Пакистану[23].

 

После обретения Индией независимости, на кинематограф страны было обращено внимание комиссии С. К. Патила (англ. S.K. Patil)[24]. Председатель комиссии С. К. Патил рассматривал кино в Индии как «сочетание искусства, промышленности и зрелищ», отметив при этом его коммерческую ценность[24]. Патил рекомендовал создать корпорацию Film Finance Corporation в подчинении Министерства финансов[25]. Этот вопрос был рассмотрен в 1960 году, и была создана организация, которая была призвана оказывать финансовую поддержку талантливым кинематографистам Индии[25]. В 1949 году индийское правительство создало Films Division, которое в итоге стало крупнейшим производителем документальных фильмов в мире, создавая более 200 короткометражных документальных фильмов на 18 языках в год[26].

 

В 1940-х и 1950-х годах стало расти число реалистичных фильмов, таких как Nabanna (1944) режиссёра Биджона Бхаттачарии[en], основанного на событиях голода в Бенгалии в 1943 году, и «Дети Земли» (1946) режиссёра Ходжи Ахмада Аббаса[24].

Золотой век индийского кино [править]

 

Период с конца 1940-х до 1960-х годов историки кино оценивают как «золотой век» индийского кино[27][28]. В этот период были сняты самые значимые индийские фильмы. Коммерческий успех имели фильмы на хинди режиссёра Гуру Датта «Жажда» (1957) и «Бумажные цветы» (1959), а также фильмы Радж Капура «Бродяга» (1951) и «Господин 420» (1955). В этих фильмах были подняты социальные темы, в основном касающихся жизни городских рабочих Индии[29]. В это время также были сняты некоторые эпические фильмы, в том числе «Мать Индия» Мехбуба Кхана[en], который был номинирован на «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке»[30], и «Великий Могол» режиссёра К. Азифа[en][31]. На съёмку фильма «Два глаза, двенадцать рук» режиссёр Раджарам Ванкудре Шантарам[en] был вдохновлён голливудским боевиком «Грязная дюжина»[32]. Режиссёр Бимал Рой[en] и драматург Ритвик Гхатак популяризировали тему реинкарнации в западной популярной культуре[33]. Из известных режиссёров этого периода также можно выделить Камала Амрохи[en] и Виджая Бхатта[en].

 

В то время, как продолжало процветать коммерческое индийское кино, появился новый жанр «параллельного кино», где ведущую роль играл, главным образом, бенгальский кинематограф[29]. Из ранних фильмов этого жанра можно выделить фильмы «Город в долине» (1946) Четана Ананда[34], Nagarik (1952) Ритвика Гатака[35][36] и «Два бигха земли» (1953) Бимала Роя, которые заложили основу индийского неореализма[37] и Индийской новой волны[38]. «Песнь дороги» (1955), первая часть «трилогии об Апу» (1955—1959) Сатьяджита Рая, стала его дебютом в индийском кино[39]. «Трилогия об Апу» завоевала множество призов на крупных международных кинофестивалях, а «параллельное кино», благодаря ей, прочно утвердилось в индийском кино. Трилогия также оказала влияние на мировой кинематограф[40]. Сатьяджит Рай и Ритвик Гхатак сняли ещё много фильмов, которые критиками были названы «артхаусными», а за ними последовали другие известные индийские режиссёры независимого кино, такие как Мринал Сен, Адур Гопалакришнан, Мани Кол[en] и Буддадев Дасгупта[en][29]. В 1960-х годах при поддержке Индиры Ганди, которая в то время занимала пост Министра информации и радиовещания, и финансировании компанией Film Finance Corporation, продолжились съёмки независимых «артхаусных» фильмов[25].

 

Оператор Субрата Митра, дебютировавший вместе со Сатьяджитом Раем в трилогии об Апу, также оказал большое влияние на мировой кинематограф. Он впервые в мировой практике применил рефлектор для создания эффекта отражённого света. Эту технику он начал использовал во время съёмок фильма «Непокорённый» (1956), второй части трилогии об Апу[41]. Во время съёмок фильма «Противник» (1956) Сатьяджит Рай впервые использовал технику негативного «обратного кадра» и рентгеновского отступления[42]. В 1967 году Сатьяджит Рай написал сценарий для фильма под названием «Инопланетянин» (англ. The Alien), который так и не был снят. Многие полагают, что этот сценарий вдохновил Стивена Спилберга на создание своего одноимённого фильма 1982 года[43][44].

 

С тех пор социально-реалистический фильм «Город в долине» Четана Ананда завоевал Гран-при первого Каннского кинофестиваля[34], а индийские фильмы в 1950-х и в начале 1960-х годов почти каждый год принимали участие в основной конкурсной программе Каннского кинофестиваля, причём ряд из них выигрывали главные призы. Сатьяджит Рай завоевал «Золотого льва» на Венецианском кинофестивале за фильм «Непокорённый» (1956), второй части трилогии об Апу, и «Золотого медведя», а также два «Серебряных медведя за лучшую режиссуру» на Берлинском кинофестивале. Современники Рая, Ритвик Гхатак и Гуру Датт, не были признаны при жизни, однако получили международное признание гораздо позже, в 1980-х и 1990-х годах[45]. Сатьяджит Рай, Ритвик Гхатак и Гуру Датт считаются одними из величайших теоретиков авторского кино XX века[46][47][48]. В 1992 году британский журнал Sight & Sound поставил Сатьяджита Рая на 7 место в списке «100 лучших режиссёров» всех времён и народов[49], а Гуру Датт в 2002 году занял в списке журнала Sight & Sound «100 лучших режиссёров» 73 место[47].

 

Ряд индийских фильмов той эпохи из разных регионов включены в список величайших фильмов всех времён и народов, составленный по опросам кинокритиков и режиссёров. Это был «золотой век» телугуязычного и тамильскоязычного кинематографа, в это время возросло производство индийских фильмов в жанре фольклора, фэнтези и мифологии, таких как Mayabazar. Некоторые фильмы Сатьяджита Рая включались в список лучших фильмов по версии журнала Sight & Sound: «Трилогия об Апу» (4-е место в 1992 году, если сложить голоса)[50], «Музыкальная комната» (27 место в 1992 году), «Чарулата» (41 место в 1992 году)[51] и «Дни и ночи в лесу» (81 место в 1982 году)[52]. В 2002 году журнал Sight & Sound также включил в список фильмы Гуру Датта «Жажда» и «Бумажные цветы» (оба 160 место), Ритвика Гхатака «Звезда за тёмной тучей» (231 место) и «Камал Гандхар»[en] (346 место), а также Радж Капура «Бродяга», Виджая Бхатта «Байджу Бавра», Мехбуба Кхана «Мать Индия» и К. Азифа «Великий Могол» (все 346 место)[53]. В 1998 году журнал Cinemaya, пишущий об азиатском кино, провёл опрос критиков, по которому составил свой список лучших фильмов, в который вошли фильмы Сатьяджита Рая «Трилогия об Апу» (1-е место, если сложить голоса, поданные за каждый из трёх фильмов), «Чарулата», «Музыкальная комната» (оба 11-е место) и Ритвика Гхатака «Суварнарекха» (также 11-е место)[48]. В 1999 году еженедельник The Village Voice по опросам критиков составил топ-250 лучших фильмов столетия, в который вошла «Трилогия об Апу» (5-е место, если сложить голоса)[54]. В 2005 году «Трилогия об Апу» и «Жажда» были включены в число «100 лучших фильмов всех времён» по версии журнала Time[55].


Категория: Мои файлы | Добавил: koval1994
Просмотров: 1252 | Загрузок: 18 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024

Бесплатный хостинг uCoz