История Кинематографа ИндииДевика Рани и Ашок Кумар в фильме Achhoot Kanya (1935)
История Кинематографа Индии
Кадр из фильма «Раджа Харишчандра» —
первого индийского полнометражного фильма
Девика Рани и Ашок Кумар в фильме Achhoot Kanya (1935)
В июле 1896 года в Бомбее (ныне Мумбаи) были показаны фильмы братьев
Люмьер[17]. Первый короткометражный фильм в Индии, «Цветок Персии» (англ. The
Flower of Persia; 1898), снял Хиралал Сен[en][18]. Первый немой индийский
полнометражный фильм «Раджа Харишчандра» (1913), объединив в нём элементы
санскритских эпосов, снял Дадасахеб Фальке[en], специалист по индийским языкам
и культуре. Женские роли в фильме исполняли актёры[19]. Первую индийскую сеть
кинотеатров создал в Калькутте антрепренёр Джамшеджи Фрамджи Мадан[en], который
курировал производство 10 фильмов в год, а затем распространял их по всему
Индостану[19].
В начале XX века кино завоевало популярность у всего населения Индии,
независимо от их доходов[17]. Обычным людям билеты продавали по невысокой цене,
а за дополнительные удобства необходимо было доплатить[17]. Люди стекались к
кинотеатрам, так как этот вид развлечений был доступен очень многим — в Бомбее
билет стоил всего одну анну (4 пайса)[17]. Индийский коммерческий кинематограф
всё чаще стал приспосабливаться к просьбам народных масс[17]. Молодые режиссёры
стали включать в фильмы элементы общественной жизни и культуры Индии[20].
Другие привносили идеи со всего света[20]. В это время индийское кино стало
известно во всём мире[20].
14 марта 1931 года вышел первый звуковой индийский фильм Alam Ara режиссёра
Ардешира Ирани[en][19]. 15 сентября 1931 года вышел первый звуковой фильм на
телугу Bhakta Prahlada, а 31 октября 1931 года — первый звуковой фильм на
тамильском языке «Калидаса» (англ. Kalidas) продюсера и режиссёра Х. М.
Редди[en][21]. Это были первые два звуковых фильма, которые были показаны в
кинотеатрах южной Индии[22]. С началом эры звукового кино некоторые кинозвёзды
стали получать высокие гонорары за свою работу[19]. Благодаря развитию звуковой
технологии, в 1930-х годах в Индии начали снимать музыкальные фильмы, такие как
Indra Sabha и Devi Devyani, положив тем самым начало стилю song-and-dance (рус.
«песня и танец»)[19]. К 1935 году производством фильмов стали заниматься
киностудии, которые появились в крупнейших городах, таких как Ченнай, Калькутта
и Мумбаи. Успех фильма «Девдас», который сумел завоевать популярность аудитории
по всей стране, подтвердил их профессиональное мастерство[23]. Киностудия
Bombay Talkies[en], созданная в 1934 году, и Prabhat Studios в Пуне начали
производство фильмов, предназначенных для маратхиязычной аудитории[23].
Режиссёр Р. С. Чоудхури (англ. R. S. D. Choudhury) в 1930 году снял фильм
«Гнев» (англ. Wrath), который был запрещён правительством Британской Индии, так
как в нём были показаны лидеры Индийского национально-освободительного движения[19].
После Второй мировой войны появился новый жанр — масала, это название
используют для обозначения фильмов, которые сочетают в себе мюзикл, танцы,
мелодраму и т. д.[23]. Южно-индийский кинематограф приобрёл известность после
выхода на экраны фильма С. С. Васана Chandralekha[23]. В 1940-х годах на Южную
Индию приходилась почти половина всех кинотеатров страны и кино стало
рассматриваться как инструмент культурного возрождения[23]. После раздела
Британской Индии ряд киностудий перешёл недавно образованному Пакистану[23].
После обретения Индией независимости, на кинематограф страны было обращено
внимание комиссии С. К. Патила (англ. S.K. Patil)[24]. Председатель комиссии С.
К. Патил рассматривал кино в Индии как «сочетание искусства, промышленности и
зрелищ», отметив при этом его коммерческую ценность[24]. Патил рекомендовал
создать корпорацию Film Finance Corporation в подчинении Министерства
финансов[25]. Этот вопрос был рассмотрен в 1960 году, и была создана
организация, которая была призвана оказывать финансовую поддержку талантливым
кинематографистам Индии[25]. В 1949 году индийское правительство создало Films
Division, которое в итоге стало крупнейшим производителем документальных
фильмов в мире, создавая более 200 короткометражных документальных фильмов на
18 языках в год[26].
В 1940-х и 1950-х годах стало расти число реалистичных фильмов, таких как
Nabanna (1944) режиссёра Биджона Бхаттачарии[en], основанного на событиях
голода в Бенгалии в 1943 году, и «Дети Земли» (1946) режиссёра Ходжи Ахмада
Аббаса[24].
Золотой век индийского кино [править]
Период с конца 1940-х до 1960-х годов историки кино оценивают как «золотой
век» индийского кино[27][28]. В этот период были сняты самые значимые индийские
фильмы. Коммерческий успех имели фильмы на хинди режиссёра Гуру Датта «Жажда»
(1957) и «Бумажные цветы» (1959), а также фильмы Радж Капура «Бродяга» (1951) и
«Господин 420» (1955). В этих фильмах были подняты социальные темы, в основном
касающихся жизни городских рабочих Индии[29]. В это время также были сняты
некоторые эпические фильмы, в том числе «Мать Индия» Мехбуба Кхана[en], который
был номинирован на «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке»[30],
и «Великий Могол» режиссёра К. Азифа[en][31]. На съёмку фильма «Два глаза,
двенадцать рук» режиссёр Раджарам Ванкудре Шантарам[en] был вдохновлён
голливудским боевиком «Грязная дюжина»[32]. Режиссёр Бимал Рой[en] и драматург
Ритвик Гхатак популяризировали тему реинкарнации в западной популярной
культуре[33]. Из известных режиссёров этого периода также можно выделить Камала
Амрохи[en] и Виджая Бхатта[en].
В то время, как продолжало процветать коммерческое индийское кино, появился
новый жанр «параллельного кино», где ведущую роль играл, главным образом,
бенгальский кинематограф[29]. Из ранних фильмов этого жанра можно выделить
фильмы «Город в долине» (1946) Четана Ананда[34], Nagarik (1952) Ритвика
Гатака[35][36] и «Два бигха земли» (1953) Бимала Роя, которые заложили основу
индийского неореализма[37] и Индийской новой волны[38]. «Песнь дороги» (1955),
первая часть «трилогии об Апу» (1955—1959) Сатьяджита Рая, стала его дебютом в
индийском кино[39]. «Трилогия об Апу» завоевала множество призов на крупных
международных кинофестивалях, а «параллельное кино», благодаря ей, прочно
утвердилось в индийском кино. Трилогия также оказала влияние на мировой
кинематограф[40]. Сатьяджит Рай и Ритвик Гхатак сняли ещё много фильмов,
которые критиками были названы «артхаусными», а за ними последовали другие
известные индийские режиссёры независимого кино, такие как Мринал Сен, Адур
Гопалакришнан, Мани Кол[en] и Буддадев Дасгупта[en][29]. В 1960-х годах при
поддержке Индиры Ганди, которая в то время занимала пост Министра информации и
радиовещания, и финансировании компанией Film Finance Corporation, продолжились
съёмки независимых «артхаусных» фильмов[25].
Оператор Субрата Митра, дебютировавший вместе со Сатьяджитом Раем в
трилогии об Апу, также оказал большое влияние на мировой кинематограф. Он
впервые в мировой практике применил рефлектор для создания эффекта отражённого
света. Эту технику он начал использовал во время съёмок фильма «Непокорённый»
(1956), второй части трилогии об Апу[41]. Во время съёмок фильма «Противник»
(1956) Сатьяджит Рай впервые использовал технику негативного «обратного кадра»
и рентгеновского отступления[42]. В 1967 году Сатьяджит Рай написал сценарий
для фильма под названием «Инопланетянин» (англ. The Alien), который так и не
был снят. Многие полагают, что этот сценарий вдохновил Стивена Спилберга на
создание своего одноимённого фильма 1982 года[43][44].
С тех пор социально-реалистический фильм «Город в долине» Четана Ананда
завоевал Гран-при первого Каннского кинофестиваля[34], а индийские фильмы в
1950-х и в начале 1960-х годов почти каждый год принимали участие в основной
конкурсной программе Каннского кинофестиваля, причём ряд из них выигрывали
главные призы. Сатьяджит Рай завоевал «Золотого льва» на Венецианском
кинофестивале за фильм «Непокорённый» (1956), второй части трилогии об Апу, и
«Золотого медведя», а также два «Серебряных медведя за лучшую режиссуру» на
Берлинском кинофестивале. Современники Рая, Ритвик Гхатак и Гуру Датт, не были
признаны при жизни, однако получили международное признание гораздо позже, в
1980-х и 1990-х годах[45]. Сатьяджит Рай, Ритвик Гхатак и Гуру Датт считаются
одними из величайших теоретиков авторского кино XX века[46][47][48]. В 1992
году британский журнал Sight & Sound поставил Сатьяджита Рая на 7 место в
списке «100 лучших режиссёров» всех времён и народов[49], а Гуру Датт в 2002
году занял в списке журнала Sight & Sound «100 лучших режиссёров» 73
место[47].
Ряд индийских фильмов той эпохи из разных регионов включены в список
величайших фильмов всех времён и народов, составленный по опросам кинокритиков
и режиссёров. Это был «золотой век» телугуязычного и тамильскоязычного
кинематографа, в это время возросло производство индийских фильмов в жанре
фольклора, фэнтези и мифологии, таких как Mayabazar. Некоторые фильмы Сатьяджита
Рая включались в список лучших фильмов по версии журнала Sight & Sound:
«Трилогия об Апу» (4-е место в 1992 году, если сложить голоса)[50],
«Музыкальная комната» (27 место в 1992 году), «Чарулата» (41 место в 1992
году)[51] и «Дни и ночи в лесу» (81 место в 1982 году)[52]. В 2002 году журнал
Sight & Sound также включил в список фильмы Гуру Датта «Жажда» и «Бумажные
цветы» (оба 160 место), Ритвика Гхатака «Звезда за тёмной тучей» (231 место) и
«Камал Гандхар»[en] (346 место), а также Радж Капура «Бродяга», Виджая Бхатта
«Байджу Бавра», Мехбуба Кхана «Мать Индия» и К. Азифа «Великий Могол» (все 346
место)[53]. В 1998 году журнал Cinemaya, пишущий об азиатском кино, провёл
опрос критиков, по которому составил свой список лучших фильмов, в который
вошли фильмы Сатьяджита Рая «Трилогия об Апу» (1-е место, если сложить голоса,
поданные за каждый из трёх фильмов), «Чарулата», «Музыкальная комната» (оба
11-е место) и Ритвика Гхатака «Суварнарекха» (также 11-е место)[48]. В 1999
году еженедельник The Village Voice по опросам критиков составил топ-250 лучших
фильмов столетия, в который вошла «Трилогия об Апу» (5-е место, если сложить
голоса)[54]. В 2005 году «Трилогия об Апу» и «Жажда» были включены в число «100
лучших фильмов всех времён» по версии журнала Time[55].
|